Школа грамотности Романовых. История курсов русского языка в СПб

Создание Школы грамотности (грамотного письма) Романовых в Санкт-Петербурге имеет свою предысторию. Еще в начале 80-х годов была разработана концепция четырехмодульной системы обучения по алгоритмам, сами алгоритмы и центральные установки нормативного русского письма. В тот же период активной преподавательской работы была разработана специфическая терминология, имеющая не только концептуальное, но и базовое значение для будущего курса обучения грамотности.

Выводы, сделанные из наблюдений и анализа письма сотен подростков в период с 1984 по 1992 год в сочетании со сложившейся концепцией их обучения грамотности, логически привели к созданию Н.М. и Н.В. Романовыми в 1992 году Школы грамотного письма, которую вскоре все в СПб стали называть Школа грамотности Романовых. Созданию школы русской грамотности в Санкт-Петербурге способствовали и другие причины: все возрастающее число учащихся общеобразовательных школ - детей с синдромом "упорной безграмотности" (дисграфия).

Годы работы курсов Школы грамотности Романовых подтвердили высокую эффективность и результативность принятой в Школе методики обучения русскому языку школьников и взрослых, в частности - в борьбе с дисграфией и другими нарушениями, препятствующими грамотному письму по-русски. Школа грамотности Н. и Н. Романовых очень быстро стала в Санкт-Петербурге и за его пределами авторитетным образовательным учреждением в сфере интенсивной и краткосрочной подготовки школьников и взрослых по русскому языку.

Через некоторое время пути Николая и Натальи Романовых разошлись. С того момента Школа грамотности Романовых в Санкт-Петербурге стала существовать организационно и технологически в двух разных "плоскостях" (разные педагогические и методические подходы, стилистика, акценты и приоритеты учебного процесса). При этом в Школе грамотности под руководством Н. Романова (в Соляном переулке) ее направление в течение уже многих лет проводил и самостоятельно развивал старший преподаватель Школы Евгений Черняк.

В июне 2011 года ушел из жизни основатель и директор Школы грамотного письма Николай Михайлович Романов.
Естественным продолжением долгие годы руководимой им Школы грамотности с октября 2011 года становятся в СПб наши курсы русского языка для школьников и взрослых. Они сохраняют и развивают лучшие традиции и стиль обучения Школы Николая Романова.

 


Курс обучения грамотному письму по методике Школы грамотности Н. Романова на любой ступени предполагает прежде всего выработку навыка самоконтроля. ПИШИ и ДУМАЙ - вот старый, но хорошо работающий принцип. В нашем интенсивном курсе грамотности под контроль берется каждое слово, которое нужно написать. Пиши и думай - ищи в слове трудную позицию, реши задачу, которая всегда имеет только два решения: правильное или неправильное.
С первой ступени подготовительного курса грамотности по методике Школы Николая Романова учащимся объясняются начальные алгоритмы грамотного письма. В базовом курсе — полном курсе грамматики — корпус алгоритмов дается в полном объеме.

"Орфограммы" и "пунктограммы" (по терминологии школьных учебников) на практике оказываются непонятными, а потому и трудными для большей части учащихся. Алгоритмы же просты и должны применяться только там, где есть трудность, где можно сделать ошибку.
Поэтому наша работа с текстом строится следующим образом:
1) найти трудность;
2) принять правильное решение по алгоритму;
3) обозначить, то есть подтвердить свое решение обозначением трудности.

Только обязательное выполнение этих трех этапов работы с текстом закрепляет алгоритмы в памяти, превращает умение пользоваться ими в автоматический навык грамотного русского письма.

Подготовка к ЕГЭ по русскому | Подготовка к ОГЭ по русскому